Собор Святого Тита
Собор Святого Тита в Ираклионе — один из самых важных памятников в центре города. Он расположен на одноименной площади.
История собора
Первая церковь Святого Тита в Чандаксе (совр. Ираклион) была небольшой.
Когда в 1210 году, в начале венецианского правления на острове, в церкви был поставлен латинский архиепископ, в здание, по-видимому, были внесены некоторые изменения. На фасаде был добавлен круглый световой проем, а до середины XV века была пристроена и перестроена колокольня. Эта церковь была разрушена до середины XV века и позже восстановлена.
Второе здание, открытое латинским архиепископом Крита Фантино Дандоло 3 января 1446 года, представляло собой трехнефную базилику с деревянной крышей, украшенную редким мрамором и часовней. Это здание, слегка пострадавшее во время землетрясения 1508 года и не утратившее своего великолепия, было уничтожено пожаром 3 апреля 1544 года. От огня были спасены святые мощи и реликвии церкви, в том числе икона Богородицы Месопантитиссы.
В 1557 году была отстроена другая церковь, в том же стиле, что и предыдущая.
После падения Чандакса под властью турок в 1669 году реликвии из церкви были вывезены в Венецию. Церковь подверглась значительным перестройкам, чтобы служить мусульманской мечетью, известной как мечеть Визиря.
Землетрясение 1856 года превратило в руины и это здание. В 1869 году великий визирь Мехмед Эмин Али-паша поручил архитектору Афанасию Мусису из Татайлы (Константинополь), уроженцу Эпира, построить новую великолепную мечеть, сохранив ее старое название.
В 1922 году здание было отнесено к православной церкви и торжественно открыто 3 мая 1925 года митрополитом Крита Титусом Зографиду.
В период с 1974 по 1988 год в церкви проводились масштабные работы по ее укреплению и реставрации.
Святой Тит был учеником апостола Павла и первым епископом Крита.
Архитектура собора
Церковь Святого Тита представляет собой эклектичный памятник с различными элементами из стилей константинопольских памятников. Ее стиль — четырехконусный с куполом и нартексом, дополняющим квадрат ее плана. Основание минарета прикреплено к южному углу нартекса. Внутри она напоминает перицентрическое здание, а снаружи отдельные морфологические элементы перекликаются с ритмами османского искусства, на которое также повлияла византийская храмовая архитектура.
По бокам здания, искусно выстроенного из чистых линий, преобладают вертикальные элементы, делящие объем на уровни. Снаружи оно построено с использованием изоструктурной кладки из резного керамического гранита и украшено резьбой по камню.